Туристам на заметку

Десять советов туристам: как не стать жертвой мошенников

Рекомендации для граждан, планирующих туристические поездки

Каждый год в высокий летний сезон на рынке появляются фирмы-однодневки, которые применяют мошеннические схемы и исчезают с деньгами клиентов, так и не отправив их на отдых. Только в ассоциацию «Турпомощь» еженедельно поступают по три-пять жалоб на такие компании. Вернуть потраченные деньги можно через суд, однако проще заранее вычислить ненадежную турфирму и не приобретать у нее путевку.

Предлагаем Вашему вниманию десять советов, которые помогут уберечься от мошенников и хорошо провести отпуск.

1. Поинтересуйтесь репутацией турфирмы, в которой собираетесь покупать тур. Почитайте отзывы в интернете, расспросите знакомых. Проверенные компании работают на рынке, как минимум, несколько лет, и в целом устраивают своих клиентов.

2. Позвоните в компанию по телефону: по разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет информацией или отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это плохой знак. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют исчерпывающие сведения своим клиентам.

3. Изучите терминологию, чтобы точно знать, на какую информацию обращать внимание прежде всего. Туроператор - это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам. Турагент - фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором.

4. Проверьте наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма. Если компании в реестре нет, то она не имеет права работать на туроператорском рынке, и перед вами, скорее всего, мошенники.

Имейте в виду, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

5. Проверьте реестр турагентств. Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обращаются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная со следующего года, турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации «Турпомощь» будет размещен список организаций, у которых есть договоры с туроператорами на право реализации туров. В этом году на базе «Турпомощи» начал формироваться добровольный реестр турагентcтв, который уже доступен на сайте организации. В него включены более 2 тыс. компаний, формирование продолжается. Если вы нашли свое агентство в этом списке - значит, можно смело покупать у него путевку.

6. Турагент может входить в состав агентской сети. Уточните эту информацию у менеджера. В этом случае работа компании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.

7. Приходя в офис турагента или туроператора, обращайте внимание на обстановку. По интерьеру можно судить, насколько хороши или плохи дела у компании. Об этом также скажет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, компания должна предоставить их клиенту по первому требованию. Если фирма так не поступает, это повод задуматься и поискать другую.

8. Обращайте внимание на цены. Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить: не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тысяч рублей на человека. Если компания необоснованно занижает цены, то возможно, она и не собирается отправлять вас на отдых. Или же она применяет демпинг, что негативно влияет и на рынок, и на туриста (возможно, пока вы будете в пути на отдых, туроператор решит остановить свою деятельность). Отследить динамику цен на туры можно с помощью проекта «Турбарометр», в рамках которого еженедельно будут публиковаться данные о средней стоимости туров на массовых направлениях. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку – повод задуматься, стоит ли пользоваться услугами этой компании.

При этом, нормальной практикой являются спецпредложения и «горящие путевки»: такие акции всегда краткосрочны и туроператоры информируют своих клиентов о них отдельно.

9. Внимательно читайте договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании ограничиваются туманными формулировками, которые можно трактовать двояко.

10. Осторожнее с розыгрышами и лотереями. Это еще один прием, который часто срабатывает на неопытных путешественниках: всевозможные розыгрыши и беспроигрышные лотереи в торговых центрах и на улицах. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле. Чтобы отправиться в тур своей мечты надо лишь оплатить стоимость дороги, которая обычно оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель - хостелом на восьмой береговой линии. Лучший способ не попасть на крючок - сразу отказываться от общения с представителями таких турфирм.

Внимательно изучайте информацию, и тогда ничто не омрачит вашего отпуска.



Обычно туризм подразделяют на два вида:
1.    рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:
  •         «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
  •          познавательный (экскурсионный);
  •         спортивный туризм.
2.    деловой туризм:
  •         астрономический туризм;
  •        бизнес-туризм;
  •        конгресс-туризм;
  •         шопинг-туризм;
  •        экстремальный туризм;
  •        индустриальный туризм;
  •        археологический туризм;
  •         гастрономический туризм;
  •        военный туризм;

Классификация видов туризма

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды.

Спортивный туризм
По видам передвижения выделяются:
  •      автотуризм;
  •      мототуризм;
  •      велосипедный туризм;
  •      водный туризм;
  •      парусный туризм;
  •      конный туризм;
  •      лыжный туризм;
  •      пешеходный туризм;
  •      горный туризм;
  •      альпинизм;
  •      спелеотуризм;
  •      комбинированный туризм.

Экстремальный туризм
Существует много видов экстремального туризма. Некоторые из них:
  •    горный туризм;
  •   альпинизм;
  •    дайвинг;
  •   индустриальный туризм
  •   диггерство;
  •    спелеотуризм;
  •   водный туризм;
  •   каякинг;
  •    рафтинг;
  •    парусный туризм;
  •   пешеходный туризм;
  •   автостоп;
  •   легкоходство.

По способу передвижения
  •    пешеходный туризм;
  •   водный туризм;
  •    сплав по рекам;
  •    рафтинг;
  •     морской каякинг;
  •    парусный туризм;
  •    велотуризм;
  •    автомобильный;
  •    конный туризм;
  •    лыжный туризм;
  •    мотоциклетный туризм;
  •    пешеходный туризм;
  •    космический туризм.

По способу экипировки
•    легкоходство;
•    бэкпэкинг.

По цели
  •   религиозный;
  •   паломничество;
  •   приключенческий;
  •   спортивный;
  •   агротуризм;
  •   экотуризм;
  •    фототуризм;
  •    сафари;
  •    благотворительный;
  •   медицинский;
  •   оздоровительный туризм;
  •   гастрономический туризм;
  •   познавательный (экскурсионный);
  •   образовательный туризм;
  •    ностальгический туризм;
  •   культурный;
  •    книжный туризм;
  •    музыкальный туризм;

По ландшафтному и географическому признаку
•    горный туризм;
•    спелеотуризм;
•    сельский туризм;
•    лесной туризм.

По количеству участников
•    групповой туризм;
•    самостоятельный туризм.

По возрастно-социальному признаку
•    детский туризм;
•    юношеский туризм;
•    взрослый туризм;
•    семейный туризм;
•    туризм для людей с ограниченными возможностями.

По другим признакам
•    виртуальный туризм.

В федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:
•    туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
•    туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
•    туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
•    туризм международный — туризм выездной или въездной;
•    туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
•    туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;[1]