31 марта 1999 года N 15/99-ОЗ


 

Принят

решением

Московской областной Думы

от 17 марта 1999 года

N 18/48

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

(в ред. Законов МО от 03.12.1999 N 83/99-ОЗ,

от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 07.12.2004 N 168/2004-ОЗ,

от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Настоящий закон устанавливает правовую основу договорного регулирования социально-трудовых отношений, развития и функционирования социального партнерства в сфере труда в Московской области (далее - социальное партнерство).

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Действие Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

Статья 1. Основные понятия

 

Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона:

- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления в Московской области, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических и иных отношений;

(дефис в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- исключен. - Закон МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ;

- работник - физическое лицо, выполняющее трудовые функции, с которым трудовой договор заключен работодателем либо должен быть заключен, а также лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- работодатель - организация (юридическое лицо) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

(дефис в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- организация - юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании учредительных документов и использующее в своей деятельности труд наемных работников;

- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и иные, связанные с трудовыми, отношения в организации, филиале, представительстве и ином обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя, и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;

(дефис в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый между полномочными представителями работников, работодателей, органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли и ином уровне социального партнерства;

(дефис в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений - регистрация соответствующим органом по труду коллективных договоров и соглашений на основе письменного уведомления, направленного работодателем с приложением коллективного договора или соглашения, подписанных сторонами;

- социально-трудовые отношения - совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- минимальные социально-трудовые нормативы в Московской области (далее - минимальные социально-трудовые нормативы) - единые на всей территории Московской области минимальные показатели оплаты труда, безопасных условий труда, охраны труда работников и иных условий социально-трудовой сферы.

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 2. Стороны социального партнерства

 

Сторонами социального партнерства в Московской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в лице их представителей.

1. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (областные, отраслевые, территориальные), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные представители, избираемые на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные им в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

2. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, индивидуальные предприниматели, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные этими органами лица. Представителями работодателей государственных учреждений Московской области, муниципальных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются соответствующие органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления.

(часть вторая в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

3. Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области - руководители этих органов или другие уполномоченные ими лица.

4. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной государственной власти Московской области или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 3. Задачи социального партнерства

 

Задачами социального партнерства в Московской области являются:

- реализация социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- развитие договорного регулирования социально-трудовых вопросов, включая установление в соглашениях минимальных социально-трудовых нормативов, в том числе минимальной заработной платы в Московской области;

(дефис в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;

- укрепление и развитие социально-трудовых отношений на демократических принципах;

- создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда.

 

Статья 4. Основные принципы социального партнерства

 

Основными принципами социального партнерства в Московской области являются:

- равноправие Сторон;

- полномочность представителей Сторон;

- паритетность Сторон;

- социальная и экономическая обоснованность принимаемых решений и обязательств;

- реальность обеспечения принимаемых Сторонами обязательств;

- взаимный контроль и открытость перед партнерами;

- ответственность Сторон за невыполнение обязательств, решений, соглашений, договоров;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон.

 

Статья 5. Основные формы осуществления социального партнерства

 

Основными формами осуществления социального партнерства в Московской области являются:

- переговоры и консультации;

- разработка, принятие и реализация совместных решений;

- заключение коллективных договоров, соглашений;

- взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств;

- другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

(дефис введен Законом МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

Статья 6. Органы социального партнерства

 

1. Социальное партнерство в Московской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области.

2. На уровне Московской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская областная трехсторонняя комиссия), областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областные отраслевые (межотраслевые) комиссии), Координационный комитет содействия занятости населения Московской области (далее - Координационный комитет).

3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальные (городские, районные) комиссии), отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии).

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

4. На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.

5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально-трудовых отношений в Московской области.

 

Статья 7. Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Московская областная трехсторонняя комиссия формируется областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей, Правительством Московской области и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представителей, равноправия и ответственности сторон.

2. Московская областная трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и иными нормативными правовыми актами Московской области.

(п. 2 в ред. Закона МО от 03.12.1999 N 83/99-ОЗ)

3. Основными полномочиями Московской областной трехсторонней комиссии являются:

- подготовка проекта и заключение регионального трехстороннего соглашения;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- содействие заключению областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- осуществление контроля за выполнением Московского областного трехстороннего (регионального), областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- внесение предложений в органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о предоставлении организациям, заключившим коллективный договор (соглашение), преимущественного права на решение вопросов социально-экономического развития (размещение областных заказов, содействие в кредитовании и другие);

- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства, предусмотренные соглашениями, коллективными договорами;

- разработка и внесение предложений органам государственной власти Московской области о принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в социально-трудовых отношениях;

- рассмотрение проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области в сфере труда.

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 8. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия формируется областными отраслевыми объединениями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

2. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и Положением о Московской областной отраслевой (межотраслевой) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными полномочиями областной отраслевой (межотраслевой) комиссии являются:

- ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- оказание методической и практической помощи Сторонам при заключении областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений и коллективных договоров;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- осуществление контроля за выполнением условий областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- внесение предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства соглашений, коллективных договоров;

- подготовка и внесение предложений в Правительство Московской области по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;

- взаимодействие с Московской областной трехсторонней комиссией.

3. Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в области труда и социальных вопросов осуществляет общую координацию ведения переговоров между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной государственной власти Московской области по заключению областного отраслевого (межотраслевого) соглашения.

(в ред. Законов МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 9. Координационный комитет содействия занятости населения Московской области

 

Координационный комитет создается и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Координационном комитете содействия занятости населения Московской области.

Координационный комитет формируется Правительством Московской области из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей (их объединений), органов службы занятости населения, органов исполнительной государственной власти Московской области.

Основными полномочиями Координационного комитета являются:

- содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости населения Московской области;

- разработка рекомендаций, направленных на содействие занятости населения Московской области, уменьшение численности увольняемых работников и обеспечение их занятости;

Абзац исключен. - Закон МО от 07.12.2004 N 168/2004-ОЗ.

Организация и порядок работы Координационного комитета определяются сторонами, представленными в нем.

 

Статья 10. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

1. Территориальные (городские, районные) комиссии формируются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.

2. Отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениям профсоюзов, работодателями (их объединениями), органами местного самоуправления.

3. Исключен. - Закон МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ.

3. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

4. Основными полномочиями территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, комиссий являются:

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- определение порядка, сроков разработки и заключения проекта соглашения;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных (заключенных сторонами на уровне территории) соглашений;

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- определение сроков опубликования текста соглашений в печатных изданиях муниципальных образований Московской области и порядка обращения органа местного самоуправления к работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- рассмотрение проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда и вынесение соответствующих решений;

(дефис введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

- осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

- подготовка органам местного самоуправления Московской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовой деятельности;

- участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.

 

Статья 11. Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора

 

Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей администрации и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц.

Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Законов МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 12. Ведение коллективных переговоров

 

Каждая Сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений.

Представители профсоюзов, их объединений вправе выходить с инициативой ведения переговоров по заключению территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, и иных соглашений к работодателям, не организованным в общественные объединения, союзы, ассоциации.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

Работодатели обязаны вести переговоры по вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями профсоюзов.

Заключенные территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения подписываются всеми работодателями или их полномочными представителями, принимавшими участие в переговорах.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

Статья 12.1. Установление минимальных социально-трудовых нормативов

 

(введена Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Минимальные социально-трудовые нормативы, их перечень устанавливаются Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением по итогам консультаций и переговоров сторон социального партнерства.

По итогам переговоров соответствующих сторон социального партнерства областными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными (городскими, районными) и отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями может быть расширен перечень устанавливаемых минимальных социально-трудовых нормативов и повышен их уровень по сравнению с Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением.

Минимальные социально-трудовые нормативы не могут быть ниже соответствующих государственных социальных гарантий, а также ниже показателей, устанавливаемых Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Центральному федеральному округу.

 

Статья 13. Виды соглашений

 

1. На территории Московской области заключаются следующие виды соглашений: Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные) соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Все виды соглашений заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

2. Обязательства Сторон, содержащиеся во всех соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, а также трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Центральному федеральному округу.

(в ред. Закона МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ)

 

Статья 14. Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение

 

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение заключается Правительством Московской области, объединениями профсоюзов Московской области, объединениями работодателей Московской области.

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение подлежит подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о подписании Соглашения всеми сторонами.

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

Обязательства, содержащиеся в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении и требующие финансирования из бюджета Московской области, учитываются при принятии бюджета Московской области.

(абзац введен Законом МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ)

 

Статья 15. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения

 

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), объединениями работодателей отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения являются основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений.

Условия и обязательства областных отраслевых (межотраслевых) соглашений не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении.

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 16. Территориальные (городские, районные) соглашения

 

Территориальные (городские, районные) соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Территориальные (городские, районные) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.

Территориальные (городские, районные) соглашения учитывают условия и обязательства, содержащиеся в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, и не могут ухудшать положение работников по сравнению с соглашениями вышестоящего уровня.

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Территориальные (городские, районные) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 17. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения

 

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, работодателями и их объединениями и органами местного самоуправления.

(в ред. Закона МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ)

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.

Условия и обязательства, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных) соглашениях.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 18. Иные соглашения

 

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.

 

Статья 19. Действие соглашений. Присоединение к соглашениям

 

(в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

 

1. Действие Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений распространяется на работников, работодателей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области, уполномочивших участников соглашения заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

2. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

3. В случае, когда на уровне Московской области, муниципального образования заключены соглашения, соответственно руководитель центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в области труда и социальных вопросов, соответствующий орган местного самоуправления после опубликования соглашения вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соответствующего соглашения, присоединиться к нему.

(в ред. Законов МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

(абзац введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

4. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили соответственно в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в области труда и социальных вопросов, соответствующий орган местного самоуправления письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

(в ред. Закона МО от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ)

В отказе должны содержаться мнения уполномоченных представителей работников данного работодателя (протокол консультаций работодателя с выборным органом профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя).

(абзац введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Представленные отказы работодателя рассматриваются руководителем центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, проводящего государственную политику в области труда и социальных вопросов, соответствующим органом местного самоуправления или соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений с участием полномочных представителей работодателя и работников. Представители работодателя обязаны принимать участие в работе комиссий.

(абзац введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

5. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.

 

Статья 20. Коллективный договор

 

1. В коллективном договоре предусматриваются нормативные положения законодательных актов Российской Федерации и законодательных актов Московской области, содержащие прямое предписание об обязательности закрепления в коллективном договоре этих положений, а также могут включаться условия, устанавливающие дополнительные гарантии работникам в процессе социально-трудовых отношений.

2. Порядок ведения коллективных переговоров, подписания коллективного договора, внесения в него изменений и дополнений, разрешения возникших разногласий между Сторонами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Законов МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 21. Разрешение разногласий

 

Разногласия по вопросам социально-трудовых отношений, не урегулированные в ходе переговоров, разрешаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Законов МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в области труда и социальных вопросов, участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, определяет порядок финансирования предоставления государственной услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 22. Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений

 

Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями, представителями работодателей на уведомительную регистрацию в течение 7 дней со дня их подписания.

(в ред. Закона МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

Коллективные договоры, Московское областное (региональное) трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, и иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику в области труда и социальных вопросов, и соответствующими органами по труду муниципальных образований в порядке, утвержденном Московской областной трехсторонней комиссией.

(в ред. Законов МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 15.07.2005 N 180/2005-ОЗ)

 

Статья 23. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений

 

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется Сторонами (их представителями), а также соответствующими органами по труду.

Представители профсоюзов вправе беспрепятственно посещать в установленном порядке работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(абзац введен Законом МО от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ)

 

Статья 24. Ответственность сторон социального партнерства

 

1. Стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения.

3. Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении.

4. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.

 

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Московской области

А.С. Тяжлов

31 марта 1999 года

N 15/99-ОЗ