Каналу имени Москвы - 80 лет

17.07.2017 Каналу имени Москвы - 80 лет
15 июля 2017 года исполнилось 80 лет каналу имени Москвы. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, обеспечило её ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и четыре тысячи километров водных путей связывают 12 регионов России. Часть водного канала проходит и через территорию г.о. Мытищи.
Сегодня канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ: Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области, 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 - по Москве и 484 км – по Московской области, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Канал строился более 4-х лет, а началось строительство в 1932 году. Этот водный объект является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 километров. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом, он построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают её на высоту 38 метров.
Инфраструктуру канала формируют: 5 насосных станций, 7 гидроэлектростанций, 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов – всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла. Ежегодно по водным путям канала имени Москвы проходит более 100 тысяч судов и совершается свыше 50 тысяч шлюзований.
«Сложно себе представить, но Москва-река практически на 80% состоит из Волги. Она поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Если бы не вода, поступающая по каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля её можно было перейти вброд, – говорит Герман Елянюшкин. - Сегодня ФГБУ «Канала имени Москвы» при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал канала», – резюмирует Герман Елянюшкин.

Возврат к списку