Природоохранное законодательство

Напоминаем всем собственникам частных домовладений !!!

Согласно части 1 ст. 57 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области», физические лица обязаны заключать договоры на вывоз мусора. В целях повышения ответственности физических лиц – собственников частных домовладений за поддержание чистоты и порядка на территории Московской области внесены изменения в «Кодекс Московской области об административных правонарушениях». Ст. 6.21 нового Кодекса предусмотрено наложение на физических лиц административного штрафа за отсутствие договора на вывоз мусора в размере 5 000 рублей (сумма штрафа фиксирована).

договор на мусор 2.jpg Договор на мусор 1.jpg

Животный мир


Соблюдение требований пожарной безопасности

Стратегия экологической безопасности

Загрязнение водных объектов

Изменения в лесное законодательство

ООПТ Московской области

Общественный экологический контроль

Материал подготовлен межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области


Page_00001.jpg

Уведомление

о порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

1. Общие положения

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ);

ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила);

постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».

1.2. Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219) внесены изменения в Закон № 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией» (с 1 января 2015 года согласно Закону № 219-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

1.3. Ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях (статьи 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 13 Правил Росприроднадзор определен оператором государственного реестра.

В соответствии с Правилами федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору (п. 8 Правил), региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п. 9 Правил).

Территориальные органы Росприроднадзора уполномочены на ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по месту нахождения объектов. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в реестр иного уровня (федерального или регионального), заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или территориальный орган Росприроднадзора с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (пункты 21-22 Правил).

Обращаем внимание, что рассмотрение заявок центральным аппаратом Росприроднадзора не предусмотрено.

1.4. Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее – Заявка).

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. приказа Минприроды России от 27.09.2016 № 499).

При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются критерии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации и от 28.09.2015 № 1029.

Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил).

Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по месту нахождения объекта.

В центральный аппарат Росприроднадзора направление заявок не предусмотрено.

1.5. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является «объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с данным определением имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду может включать несколько источников негативного воздействия (в т. ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.

Учитывая, что ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения по организации исполнения данной функции.

1.6. В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), в виде программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее - ПТО УОНВОС), регистрация заявок о постановке на учет объектов НВОС будет осуществляться с использованием ПТО УОНВОС.

1.7. Постановка объектов на государственный учет будет происходить в следующем порядке.

1.7.1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу https://lk.fsrpn.ru.

Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно.

1.7.2. В случае наличия электронной подписи (далее – ЭП) у заявителя, заявитель выгружает заявку в формате XML, подписывая ее электронной подписью организации/индивидуального предпринимателя и отправляет через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, и критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903) или в орган исполнительной власти по субъекту Российской Федерации – по месту нахождения объекта НВОС.

При этом ИНН заявителя, указанный в сертификате ЭП, должен совпадать с ИНН в заявке.

Заявке присваивается уникальный номер (например, AKOHKCZV).

Датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал приема отчетности.

1.7.3. В случае отсутствия ЭП заявитель выгружает заявку, подготовленную с использованием бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost, в формате XML и отправляет через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).

При этом заявке будет присвоен уникальный номер (например, AKOHKCZV).

Заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме (по форме приложения 1) присвоенный заявке уникальный номер и отправляет заявку с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) почтой или подает лично.

Датой приема заявки считается дата представления в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом.

1.7.4. Сотрудник территориального органа Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет состав данных заявки, формирует и высылает природопользователю свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в электронном виде, подписанное ЭП Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо на портал приема отчетности, либо в «Личный кабинет», в зависимости от способа подачи заявки.

1.7.5. Свидетельство в бумажном виде не формируется и заявителю не направляется.

По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» для формирования заявок обращайтесь по телефонам +7(916)-496-11-07 (с 9:30 до 18:30 с Пн по Пт по МСК) или по электронной почте portal.rpn@mail.ru.


2. Об особенностях постановки на учет объектов НВОС

(ответы на наиболее часто задаваемые вопросы).

2.1. В соответствии с п. 24 Правил: «В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду».

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

2.2. В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных Росприроднадзор полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:

- федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);

- производственного экологического контроля;

- отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

2.3. По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», пункт 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее – Закон № 89-ФЗ).

При этом «хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения», а «захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»; к объектам захоронения отходов – «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».

Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).

2.4. В п. 5 раздела 4 формы Заявки, в части, касающейся представления информации «о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

Утверждение данной программы предусмотрено п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 (далее – Порядок). При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники;

объекты размещения медицинских отходов.

Соответственно при наличии только таких объектов размещения отходов данные о программе не указываются и в п. 5 разделе 4 формы Заявки делается запись: «Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66».

2.5. О постановке на учет объекта НВОС после введения его в эксплуатацию и о применении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029).

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ: «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов».

Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.

При этом при постановке объекта на учет в строке "дата ввода объекта в эксплуатацию" указывается именно дата ввода в эксплуатацию объекта НВОС, а не дату наступления прав собственности/аренды юридического лица, индивидуального предпринимателя на данный объект.

2.6. В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

1) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; 

2) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

3) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

4) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения по п.п. «1» и «2» в соответствии с п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

2.6. Об указании географических координат.

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия, или использования в ней местной системы координат – сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

2.7. Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения об НДТ представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р.

При отсутствии соответствующего справочника Сведения об НДТ не указываются.


Приложение


Уведомление Росприроднадзора:

кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия

При определении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях соблюдения требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о постановке таких объектов на государственный учет, необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с определением объекта НВОС (п.1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

При этом земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся. В соответствии с определением ст.1 Закона № 7-ФЗ имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Согласно п.4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.

Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.

Одновременно Росприроднадзор уведомляет, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».



Уведомление Росприроднадзора:

Часто задаваемые вопросы по кадастру отходов

По инициативе Минэкологии Московской области, в муниципалитетах Подмосковья проходят встречи с руководителями предприятий и организаций, представителями малого и среднего бизнеса. Главная тема – своевременная подача сведений об отходах в областной кадастр и работа в новой информационной системе.

Информационная работа направлена на разъяснение законодательства и консультацию по техническим вопросам заполнения новой программы по отходам.

- Зачем нужны сведения об отходах?

Кадастр – это банк данных по всем видам отходов, которые вывозят на полигоны. Включает в себя наименование организации, вид деятельности, количество, вид отходов, класс опасности.

Сейчас довольно остро стоит вопрос о наполняемости полигонов. Мы стремимся донести до представителей малого и среднего бизнеса необходимость предоставления сведений в кадастр отходов, чтобы в дальнейшем полноценно сформировать территориальную схему обращения с отходами. Более достоверная информация – более полная картина.

- Откуда брать сведения об объемах и видах образованных отходов?

1. Вид отходов: паспорт отходов I – IV классов опасности, классификатор отходов;

2. Объем отходов:

2.1 Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. № 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления")

2.2 Сведения из первичной документации – при заключении договора с мусоровывозящей компанией, реализовывая передачу отходов, ИП/Юр.лицу представляют акт, содержащий объем отходов. Суммируя данные объемы отходов по итогам года представляется возможным подать сведения в кадастр отходов;

2.2.1 В случае отсутствия договора с мусоровывозящей компанией возможно вы являетесь арендатором помещения и пользуетесь близлежащей площадкой для ТБО (мусорные баки)? В данной ситуации в договоре аренды изучите раздел расчета арендной платы за коммунальные услуги, где фиксируется рассчитанный объем отходов для арендатора, за который он осуществляет оплату (включенную в арендную стоимость).

- Каким образом оформляется паспорт отходов I – IV классов опасности?

В соответствии с правилами проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (в соотв. с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712).

- Какую информацию представлять, если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности?

В этом случае нужно отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.

- Где найти необходимые материалы (формы и сведения законодательного характера) для заполнения и направления сведений?

На сайте Минэкологии в разделе «Кадастр отходов» размещены:

перечень типовых вопросов и ответов;

памятка по ведению кадастра отходов;

распоряжение об утверждении порядка ведения кадастра отходов;

распоряжение об утверждении инструкции по заполнению информационных форм исходных сведений;

типовые формы для заполнения сведений;

методические рекомендации.

- Как работает программа, размещенная на сайте Минэкологии?

Информационная программа «Кадастр отходов Московской области» своевременно актуализируется, и дорабатывается. В том числе имеется упрощенный интерфейс. Учитывается и формат подачи сведений, имеется возможность отчитаться не только в этой программе, но любым удобным способом: на бумажном носителе, заказным письмом, нарочным.

- Каковы последствия несвоевременного представления сведений (после 01.04.2016) за 2015 год?

В случае надлежащего представления сведений за 2015 год после 01.04.2016 организация/ИП не будут оштрафованы.

При подаче сведений в 2017 году за 2016 год подача должна быть своевременной – до 1 марта.

Минэкологии МО располагает перечнем организаций всех муниципальных образований, на основании, которого производится свод организаций, не представивших сведения. Согласно данному своду Минэкологии МО уведомляет организации (в соотв. с 184-РМ) о нарушении Порядка и необходимости устранения нарушения в срок 30 дней.

- Какой размер штрафов?

Несоблюдение Порядка ведения кадастра отходов, игнорирование соответствующих уведомлений, влечет наложение административ ного штрафа.

Непредставление сведений:

ИП (без образования юр.лица) – 10-20тыс.рублей, Юр.лицо – 100-300тыс.руб

Несвоевременное представление сведений:

ИП (без образования юр.лица) – 5-10тыс.рублей, Юр.лицо – 50-200тыс.руб

- Где можно обучиться заполнять сведения об отходах в информационной системе «Кадастр отходов»?

Можно использовать материал, размещенный на сайте Минэкологии МО, консультироваться с профильными специалистами, обращаться письменно о предоставлении разъяснений о порядке действий в индивидуальных случаях.

Кроме того, по согласованности с Администрацией городского округа/муниципального района, возможно определить группу лиц (3-4 человека) от муниципального образования для обучения профильными специалистами Минэкологии МО работе с информационной системой во избежание необходимости использования платных услуг спекулирующих организаций/лиц.

- Как можно связаться с вашими специалистами?

Контактные номера телефонов специалистов:

8(498)602-20-44 доб. 20-11, 20-62. В том числе, контакты, размещенные в справочнике на сайте Минэкологии МО.

видеоролик-1.jpg

Обучающий видеоролик


«Уголовная ответственность кадастрового инженера»

Федеральным законом от 13.07.2015 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена уголовная ответственность кадастрового инженера.

Так, по статье 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории.

При этом необходимо доказать причинение этими деяниями крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Минимальное наказание по указанной статье – штраф от ста до трехсот тысяч рублей, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

При причинении особо крупного ущерба виновное лицо может быть наказано штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма ответственности за нарушение установленных правил о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой


«Возможно ли строительство на особо охраняемой природной территории федерального значения»

На территории Московской области расположены Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Лосиный остров», являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник расположен в Серпуховском районе Московской области на левом берегу реки Оки. В соответствии с положениями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях федерального значения» от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Особо охраняемая природная территория федерального значения Национальный парк «Лосиный Остров» расположена на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области. Как особо охраняемая природная территория федерального значения Национальный парк «Лосиный остров» обладает особым режимом.

В соответствии с законодательством устанавливается зонирование территории национального парка с выделением зон хозяйственного назначения. В границах таких зон допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, в том числе строительство и эксплуатация объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов (Положение о Национальном парке «Лосиный остров», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 № 82).

При этом строительство объектов в указанных целях на территории национального парка должно осуществляться по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 3, ч.ч. 3, 4, 6, 6.3 ст. 49) и Федерального закона «Об экологической экспертизе» (п. 7.1 ст. 11), проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе до принятия решений о реализации соответствующего проекта.

По смыслу требования п. 6 ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в границах особо охраняемой природной территории федерального значения выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого она находится, то есть Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, при нахождении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национальный парк «Лосиный остров», вне зависимости от нахождения в частной собственности стороннего лица, на собственника участка и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются требования законодательства о проведении установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой


Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (далее – СП 2.1.4.2625-10), которые определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода.

Основной целью организации ЗСО является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.

ЗСО организуется для каждой станции водоподготовки и каждого гидроузла гидротехнической системы 1 порядка. ЗСО станции водоподготовки состоит из 1А и 1Б поясов (строгого режима) и второго пояса (ограничений).

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.

Согласно п. 4.1.1 СП 2.1.4.2625-10 в границах территории и акватории 1А и 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных и гидротехнических сооружений.

Согласно п. 4.4.4. СП 2.1.4.2625-10 во втором поясе ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения (при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка).

Кроме того, запрещено строительство объектов на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения. В зонах рекреации в 100-метровой полосе допускается установка малых архитектурных форм.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой


Административная и уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемой природной территории

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации наступает административная и уголовная ответственность.

Статьей 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей на граждан, от пятнадцати до двадцати тысяч рублей на должностных лиц и от трехсот до пятисот тысяч рублей на юридических. При этом могут быть конфискованы орудия совершения административного правонарушения и продукция незаконного использования.

Уголовная ответственность за нарушение режима национальных парков предусмотрена ст. 262 УК РФ – «нарушение режима территории особо охраняемых природных территорий и природных объектов». Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой


«Обязанности водопользователей»

Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность платного использования акватории водного объекта для рекреационных целей, которая предоставляется физическому или юридическому лицу на основании договора водопользования, заключаемого с исполнительным органом государственной власти.

На территории Московской области функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов возложены на Московско-Окское бассейновое водное управление, которые является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам проведенного аукциона.

При этом договор предоставляет не только право платного пользования акваторией водного объекта, но обязанность вести регулярные наблюдения за водным объектом и его водоохраной зоной, а также в установленные сроки предоставлять результаты такого учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти.

Данная обязанность возложена на водопользователей на основании статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.

Неисполнение водопользователями указанных требований препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, ухудшающих качество воды в водных объектах и их состояние, а также не дает возможность своевременно оценить эффективность мероприятий по охране водных объектов и проводить их государственный мониторинг.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Санкция данной статьи предусматривает ответственность на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данное нарушение влечет не только административную ответственность, но и является одним из оснований для прекращения права пользования акваторией водного объекта и расторжения договора водопользования.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой


Новый Закон о государственной регистрации недвижимости, который вступает в силу с 2017 года

С 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединит кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав на нее в единую систему учета и регистрации.

В Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее будет Росреестр и его территориальные органы.

Согласно новому Закону учет объекта недвижимости в кадастре и государственную регистрацию прав на него в ряде случаев можно будет осуществить одновременно.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы можно представить в бумажном виде в Росреестр, многофункциональный центр либо направить почтовым отправлением в Росреестр; в форме электронных документов – через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшевством законодателя является то обстоятельство, что при личном обращении место подачи заявления не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть можно обратиться в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой многофункциональный центр.

Срок учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен до 5-10 рабочих дней в зависимости от необходимой услуги.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой

 

В Московской области запрещено выжигать траву

От природных пожаров сгорают большие площади лесных массивов, гибнут животные и растения. От дыма страдают люди. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в которых установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, в полосах отвода автомобильных дорог и полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

Статья 42 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» на всей территории региона запрещается выжигание сухой травы в период с 15 марта до 15 ноября.

За нарушение данных требований наступает административная ответственность, предусмотренная статьями 8.32 и 20.4 КоАП РФ.

В случае уничтожения или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем – наступает уголовная ответственность по ст. 261 УК РФ.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена гражданско-правовая ответственность юридических и физических лиц, причинивших вред окружающей среде.

Материал подготовлен Межрайонной природоохранной прокуратурой